среда 20 Сентября 10:44
16+
Подать объявление

Недетское умение

Умение правильно распоряжаться личными деньгами – почти талант. Можно ли развить этот талант с детства, нам рассказал главный редактор «Делового квартала» и отец троих детей Алексей Машегов.

— Алексей, с какого возраста следует воспитывать финансовую грамотность в ребенке?

— В 3-4 года ребенок начинает интересоваться деньгами. Он уже может осознать, что каждая игрушка или шоколадка стоит денег, что за них расплачиваются кругляшами, бумажками или карточкой. Начинаются игры в магазин. Это уже воспитание финансовой грамотности. Ребенок крайне неохотно смиряется с тем, что деньги – ресурс ограниченный, ему хочется купить и то, и это, и пятое, и десятое. А именно принятие ребенком этой ограниченности – фундамент, на котором строится правильное отношение к деньгам. Да, придется столкнуться с упрекающим нытьем: «Папа, ну почему у тебя так мало денег?». Но даже если их очень много, ребенок должен понимать, что не все его потребительские желания будут немедленно реализованы. И тут важный и опасный момент. Охваченный потребительской лихорадкой ребенок может решить, что родители его не любят, раз не покупают всего, что он хочет. Советую внимательно к этому отнестись и почаще показывать ребенку свою любовь – целовать его, говорить «Я тебя люблю» и т.п. Донося при этом, что главные вещи в жизни на деньги не купишь, и любовь среди главных вещей.

— Когда начать выдавать детям карманные деньги, в каком размере? Стоит ли принимать участие в выборе ребенка на что потратить личные деньги или же он должен сам распорядиться ими, без участия родителей? Должен ли ребенок отчитываться перед родителями за потраченные деньги?

— В том возрасте, когда ребенок умеет уверенно считать и способен сам совершать покупки. Это может быть 10 лет, может, позже. Размер – зависит от финансовых возможностей родителей и их здравого смысла. Принимать участие в выборе, полагаю, стоит. В качестве консультанта. Четко обозначить вместе с ребенком возможные альтернативы – копить на крупную покупку, копить на еженедельные покупки помельче, тратить каждый день на еду или игрушки, тратить часть денег на помощь нуждающимся и т.д. А дальше – пусть решает сам. Эффективность отчета о потраченных деньгах зависит от того, насколько у вас с ребенком доверительные отношения. Если вы будете, как строгий начальник, требовать регулярного отчета о каждой копейке – вас непременно начнут обманывать, просто из страха. Так делают подчиненные строгих начальников, так делают и дети. А в режиме дружеского разговора: «Ну чё, ты купил себе фирменный спиннер или опять все на шаурму ушло?» вполне можно узнать о том, как ребенок расходует карманные деньги. Ну и надо учесть, что чем старше ребенок, тем меньше должно быть контроля с вашей стороны. Да, подросток может потратить карманные деньги на выпивку и сигареты. Но вы не защитите его от этого, трясясь над его расходами.

— Мера наказания – лишение карманных денег – да или нет? В чем плюсы и минусы такого наказания?

— Ни да, ни нет, а иногда. Как любой демотиватор, требует осторожности в применении. Для такой меры должен быть действительно серьезный повод. И она должна привести к осознанию, а не к озлоблению со стороны ребенка.

— Как следует вести себя родителям, если их ребенку на какой-либо праздник подарили деньги? Посоветовать, забрать и выдавать частями, присвоить себе, или же позволить ребенку самостоятельно ими распоряжаться?

— Опять же, зависит от возраста ребенка. Сейчас уже и совсем малышам дарят деньги или сертификаты. Полагаю, в таком случае родители вправе воспользоваться деньгами по своему разумению. Разные бывают случаи. Допустим, вы организовали ребенку грандиозный день рождения, который пробил здоровенную дыру в вашем бюджете. Друзья подарили деньги. Возможно, разумно закрыть эту дыру, а не покупать ребенку еще партию игрушек. Ребенку постарше, лет 9-10, уже, наверное, нужно отдавать подаренные деньги. Но внимательно следить, на что их потратить, ведь речь идет о более крупных суммах, чем карманные деньги. Обсудить, решить и потратить вместе. Подросток свободен распорядиться подаренными деньгами сам. Вы 15 лет воспитывали этого человека. Либо вы научили его правильно обращаться с деньгами (с поправкой на неизбежное подростковое безумие), либо сейчас уже поздно.

— Какие еще существуют способы развития у ребенка способности планировать бюджет?

— Бюджет — это всегда таблицы. Таблица вообще – оптимальный способ подачи практически любой информации. Учите ребенка интересоваться таблицами, уважать и не бояться их. Например, таблица футбольного чемпионата подойдет, если вы с ребенком вместе увлечены футболом. Читая о динозаврах, изучите таблицу с палеозоями и мезозоями. И так далее.

— Как научить ребенка копить деньги?

— Исключительно собственным примером. И тут я, к сожалению, неподходящий учитель.

— Многие родители применяют такую тактику: ты уберись дома, а я заплачу тебе 100 рублей. Или: получишь «пятерку» — выдам деньги. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?

— Снова сравню с управлением сотрудниками. Разве нужно их премировать за хорошую работу? Ведь это норма, они обязаны хорошо работать, им зарплату платят именно за это – за хорошую качественную работу. А вот какие-то супердостижения, которые принесли ощутимую пользу компании, или переработки, которые опять же были выгодны бизнесу – стоит поощрить финансово. Точно так же и с детьми. Хорошо воспитанный ребенок обязан выполнять ту часть домашних обязанностей, о которой вы с ним договорились. Ребенок обязан стремиться учиться хорошо, понимая, что от этого во многом зависит его будущее. Вот это важно заложить и донести. А не выпрашивать, помахивая купюрами, чтобы драгоценное чадо соизволило сесть за учебники. Но в некоторых ситуациях прямая финансовая мотивация возможна, почему нет.

— Какие способы лично вы применяли в воспитании своих детей? Есть ли у вас свои «лайфхаки»?

— Всё вышесказанное – применяли. Рад, что все мои дети охотно делятся собственными деньгами с теми, кто нуждается в них больше – с тяжело болеющими детьми, например.

 

comments powered by HyperComments