вторник 24 Октября 09:20
16+
Подать объявление

Денис Мацуев: "Музыка – это каторжный труд"

20 и 21 сентября самый известный пианист нашего времени выступил в Красноярске. Накануне концерта музыкант дал эксклюзивное интервью «Шансу».

— Судя по вашей биографии, ваша судьба была предопределена, родиться в семье музыкантов и не стать им – это большая редкость. Но всё же, если бы не музыка, чем бы вы занялись в жизни (кроме футбола)?

— Я был настолько разносторонний молодой человек, во мне уживалось очень много разных увлечений одновременно. Скорее всего, это было бы что-то творческое: театр, может быть, кино. Стал бы организатором каких-то событий, мероприятий, проектов. Мне с детства нравилось организовывать людей вокруг на какое-то общее дело. Сейчас этот навык здорово помогает с фестивалями и конкурсами. А если совсем в раннем детстве, то я мечтал быть водителем фуры, дальнобойщиком. Была мечта проехать по всему миру за рулём машины. В итоге эта мечта сбылась своеобразно – по всему миру путешествую, но чаще на самолёте, чем на машине.

— Осень – пора кружков и секций. Если родители хотят отдать ребенка в музыкальную школу, как разглядеть, есть ли задатки или нет? Получится что-то из ребенка или нет?

— Разглядеть талант могут только талантливые педагоги, от них в большей мере зависит, вырастет ли из ребёнка большой музыкант или нет. У меня перед глазами есть пример такого выдающегося «провидца талантов». Это Иветта Николаевна Воронова. У неё вообще не было музыкального образования, но была исключительная интуиция и чутьё на таланты. Все, кого она привела в «Новые имена», сейчас представляют великую русскую исполнительскую школу на сцене. А если мы говорим про родителей, то стоит в первую очередь обращать внимание на чувство ритма, умение повторить мелодию точно. Если ребёнок музыкален по природе, это очевидно. Понятно, что не каждый ребёнок, который поступает в музыкальную школу, потом свяжет свою судьбу именно с музыкой, но лишним музыкальное образование точно не будет. Это ведь расширение восприятия мира своеобразное, развитие образного мышления, чувства прекрасного. А вот получится дальше из уже точно талантливого ребёнка что-то или нет, это уже совсем другой вопрос. И здесь очень много факторов играют свою роль: педагоги, родители, окружение, личность самого ребёнка. Там уже штучная работа с каждым, с учётом темперамента, характера, особенностей психологических и умственных. Это на самом деле каторжный труд и никаких гарантий.

— А вы сами отдадите свою дочь в серьезную музыку – когда по 6 часов ежедневных занятий?

— Говорить о десятимесячном ребёнке в перспективе минимум пяти лет, мне думается, рано. Для общего образования в любом случае стоит это сделать, но если к музыке склонности не будет, я точно настаивать не стану. Связать жизнь с музыкой, на мой взгляд, можно, только если ты весь в этом, если не представляешь себе, как может быть иначе, повторюсь, это каторжный труд, прежде всего, а если есть ещё что-то интересное, помимо музыки, то лучше стоит заняться этим.

— Как продвигаются ваши начинания в организации обучения талантливых детей-музыкантов по всей России? Где еще есть ваши школы, кроме Москвы?

— Школы? У нас есть творческая летняя школа в Суздале и программа ««Новые имена» - регионам России». Вот в рамках этой программы мы охватываем более 40 регионов, где проходят мои проекты, конкурсы, фестивали. Мы приезжаем, даём мастер-классы силами лучших педагогов, вручаем стипендии. И вот уже много лет у нас со всей России идёт очень мощное пополнение рядов новоимёнцев. Эта история работает.

– Как привить ребенку любовь к хорошей музыке?

— Своим примером, если вы родитель. Во-первых, хорошая музыка должна звучать в доме. Во-вторых, когда ребёнок подрастает, нужно целенаправленно знакомить его сначала с детскими классическими произведениями, скажем «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Петя и Волк». Лучше чтобы при этом не только звучала музыка, но и можно было визуализировать происходящее, например, пусть это будут балет или мультик. Потом, когда навык ассоциативного воображения сформируется, можно будет слушать просто музыку. Будет здорово, если найдётся время на то, чтобы обсудить услышанное, поделиться впечатлениями и мыслями. Это всё потом окупится обязательно. Сформируется хороший вкус, который не позволит уже бездумно поглощать низкосортную попсу.

— В детстве одноклассник сломал вам руку, когда вы пытались доказать, что «Модерн Токинг» – это плохая музыка. Полагаю, что практически вся наша российская «эстрада» – плохая музыка. Но всё же, есть ли среди российских исполнителей музыканты, достойные вашего уважения и восхищения?

— Я не очень хорошо знаком с современной эстрадой, но вот есть проект «Голос», фрагменты которого я смотрел в своё время, там были замечательные голоса, природные. Другое дело, что с ними происходит потом, после проекта, какой репертуар они исполняют, есть ли потребность в их творчестве у нашей публики. Проблема как раз в том, что они постепенно все съезжают в так называемый «формат», который, якобы, слушает большинство населения нашей страны. Якобы, потому что я с этим абсолютно не согласен, иначе бы советские эстрадные песни не пользовались бы до сих пор такой популярностью. Разрыв в качестве между ними и тем, что создаётся сейчас на эстраде, колоссальный, не в пользу современности, к сожалению. Нас пытаются убедить в том, что «пипл хавает» только самое примитивное и пошлое, подкрепляя свою позицию рейтингами всевозможными.

А у меня есть другой пример того, что есть огромный запрос в стране на качественную непопсовую музыку, - это проект канала «Россия» «Синяя птица». Рейтинги просмотров были рекордными, хотя исполняли там точно не «форматную» для нынешней эстрады и радиоротаций музыку. Дети исполняли классическую, народную, джазовую музыку, представляли балетные, цирковые номера. И это вызвал ажиотажный интерес у российского зрителя, что ещё раз доказывает, что публика наша устала от плохих песен, пошлости, «шоубиза», «фанеры».

Можете представить себе классического музыканта, играющего под фонограмму для зала в 3000 человек? Нет. Наше искусство обман не предполагает. Всё честно. И залы в филармониях по всей стране заполнены до отказа. И много молодёжи, больше гораздо, чем в Европе, например. Так что всё не настолько и плохо.

— А какую музыку вы слушаете дома или в наушниках?

— Ту, которую исполняю в данный момент. Очень важно быть погруженным полностью в то, что делаешь. Слушаю, думаю, интерпретирую. С классической музыкой ведь как? Это всегда диалог, бесконечный по глубине и нюансам разговор с композитором и другими исполнителям.

— В июле 2016 года вы стали послом Чемпионата мира по футболу 2018 года в России. Если бы это бы было в вашей власти, какое бы произведение вы бы выбрали гимном Чемпионата мира по футболу — 2018?

— Это отдельная история, пока не могу об этом говорить, не пришло ещё время, но скоро всё узнаете.

— Можете ли вы дать совет подрастающему поколению, как достичь успехов в музыке?

— Самое главное – ребенок должен оставаться ребенком, даже если он очень талантливый и одаренный. У него должно быть время на какие-то другие увлечения: футбол, танцы и так далее. Если есть потребность погонять мяч во дворе — пусть бегает, не надо преждевременно заполнять его время исключительно занятиями и работой. Стипендиатам «Новых имён» и победителям моих конкурсов я всегда после того, как похвалю их, напоминаю о том, что завтра нужно забыть сегодняшний успех и начинать работать как с чистого листа. Тогда будет толк.

— Придерживаетесь ли вы заповеди «не сотвори себе кумира» или у вас всё же есть объект восхищения и подражания? Если да, то кто он?

— Я всегда восхищаюсь талантливыми людьми в любой области, не только в музыке. Я очень радуюсь, когда вижу талант, и меня такие люди вдохновляют. Я сразу рвусь к инструменту заниматься. И напротив, если я слышу что-то бездарное, мне физически становится плохо. Из кумиров могу назвать Горовица, Рахманинова, Клиберна, Рихтера, Микеланджели, Феллини, Козинцева, Эйзенштейна, Германа, Вуди Аллена, Марадону, Черенкова, Месси. Это люди, которые меня вдохновляют. Я каждый день могу смотреть в Сети спектакли Раневской с Пляттом, Смоктуновского с Ефремовым. Скажем, «Возможная встреча» – спектакль, который у меня закачан в телефон. Если я увидел или услышал что-то плохое, я его включаю и очищаюсь.

— У многих звезд есть райдер. А у вас он есть? Есть какие-то особые пожелания у вас? 

— Мне нужны только рояль и банкетка. Всё остальное не столь важно на самом деле.

— Есть ли у вас необычные хобби и увлечения, о которых никто не знает? Про баню и футбол знают все, но может, есть то, что мы не знаем?

— Есть, конечно, но должны же у меня быть хобби, о которых никто не знает?

— Есть ли у вас особенный источник вдохновения?

— Это может быть всё, что угодно. Это может быть Байкал, мне достаточно побыть здесь час и сразу приходят какие-то интересные идеи, он здорово заряжает меня энергией. Это может быть природа, это может быть картина. Это могут быть люди, особенно много таких людей в Сибири, хороших, добрых, гостеприимных и открытых. От них я получаю самый большой импульс вдохновения.

— У вас всё расписано до 2021 года!!! Если вдруг выдается свободное время, то лучший отдых для вас – это….

— За роялем.

— Может ли пианист стать композитором?

— Рахманинов? Плохой пример? Гениальный пианист и гениальный композитор. Дмитрий Дмитриевич Шостакович? Таких примеров много.

— Почему?! Ну почему вы пренебрегаете вторым концертом Рахманинова для фортепиано с оркестром в своем репертуаре?

—Я сыграл его раз триста, но постараюсь довести эту цифру до 500 обязательно (смеётся).

comments powered by HyperComments