среда 22 Ноября 12:52
16+
Подать объявление

Игра как основа развития

Ученые, педагоги и психологи бьют тревогу: спонтанная (свободная, самостоятельная) игра уходит из жизни дошкольников, что безмерно им вредит. Давайте разберёмся, что такое спонтанная игра, почему она впала в немилость взрослых и почему она непременно должна быть в жизни каждого ребенка дошкольного возраста.

Их жизнь — игра

Спонтанная игра — это игра, организованная ребенком (детьми) самостоятельно, без участия взрослых. Ее основные признаки – наличие роли (ролей) и игрового мотива (самостоятельно инициированной деятельности). Суть спонтанной игры — в её процессуальности, то есть само участие в такой игре и есть развитие когнитивных, коммуникативных и иных навыков, а также мозга.

Немецкий нейробиолог Геральд Хютер доказал, что во время свободной игры высвобождаются вещества, которые стимулируют развитие нейронных сетей. Причем нейронные связи возникают не в результате обучающих и развивающих мероприятий, а в свободной игре. «Чтобы максимально стабилизировать огромный потенциал развития мозга и раскрыть таланты, заложенные в наших детях, мы обязаны обеспечить им возможность играть как можно дольше», — говорит Хютер.

Однако многие родители сокращают время на игры. Почему?

Причины ухода игры из жизни дошкольников:

  • непонимание развивающего значения игры. Игра — развлечение, а нужны чтение, письмо, английский, гимнастика и прочее;
  • отсутствие разновозрастных сообществ, где есть естественные механизмы трансляции игры;
  • маркетизация игрушки (она перестала быть средством игры и превратилась в товар, который взрослые покупают детям);
  • подмена игры игровыми формами обучения;
  • игра — это несвойственная взрослым деятельность, поэтому она считается неинтересной и бесполезной.

И вот родители, считая игры бессмысленными, записывают своих трех- или четырехлеток в 3—4 кружка или секции, чтобы ребенок развивался каждую минуту. Однако ученые категорически против этого:

— Плотное расписание тормозит развитие. Когда мы постоянно требуем от детей, чтобы они выполняли определенные действия, мы лишаем их возможности развиваться. День, расписанный по минутам, даже если в расписании стоят футбол или танцы, — заполнен обязательствами. Но детям нужны свобода и время для игры. Благодаря нейробиологическим исследованиям, мы знаем, что абсолютно бесцельная игра лучше всего стимулирует развитие нейронных связей в мозге, — утверждает Геральд Хютер.

Играть, играть и ещё раз играть

Дошкольники должны свободно играть. И чем больше, тем лучше, поскольку спонтанная игра:

  1. Учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если в какой-то момент инициатива взрослого будет подхвачена и ребенок заиграет самостоятельно, игра станет спонтанной.
  2. Дает возможность взаимодействовать с другими детьми. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены.
  3. Развивает воображение, которое формирует умение составлять внутренний план действий. Что это такое? Дошкольник действует методом проб и ошибок, школьник способен сначала обдумать, а потом действовать. В игре значение отделяется от одного предмета и переносится на другой. Перенос одного значения на другой и есть основа теоретического мышления.
  4. Формирует произвольность, то есть умение производить действия по собственному желанию. «Игра является тем механизмом, в котором требования взрослого становятся потребностью ребенка» (Л. И. Бажович, советский психолог). Длительность сохранения позы (например, простоять ровно, руки по швам) при выполнении роли (например, солдата на посту) в игре выше, чем вне игры. То есть уровень произвольности в условиях игры значительно вырастает.
  5. Учит преодолевать эгоцентрическую позицию. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с точек зрения других людей.
  6. Формирует познавательный мотив. Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнаёт это, а затем возвращается в игру. Игра и познание естественно перемежаются: ребенок ищет знания, потому что они нужны ему. А учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит взаимосвязь дошкольного и школьного возрастов.

 

Ксения Захарова

comments powered by HyperComments