суббота 16 Декабря 10:39
16+
Подать объявление

Юлия Снигирь: «Мне не нужно было в себе ничего ломать»

Российское телевидение продолжает отмечать столетний юбилей Октябрьской революции. 27 ноября в эфир телеканала НТВ выйдет один из самых масштабных и самых ожидаемых революционных сериалов по мотивам знаменитого романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Главные роли в картине исполнили Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Евгений Стычкин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Антон Шагин, Александр Яценко и другие.

В центре истории — сёстры Булавины: Катя и Даша (Юлия Снигирь и Аня Чиповская). Первая мировая вносит в беззаботное существование Булавиных-Смоковниковых новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко… Однако революция и Гражданская война полностью меняют жизнь сестёр, их семей и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь. «Хождение по мукам» становится для них не метафорой, а реальной жизнью.

— Мне кажется, что времена, в которые происходит действие романа, очень рифмуются с нашим временем, – признается режиссер Константин Худяков. – Аналогию я не провожу, просто существование наших героев находится всё время в экстремальной ситуации — ситуации бесконечного выбора, каждодневного, каждосекундного выбора — это очень напоминает нашу жизнь. Это страшное революционное время тоже заставляло людей шевелиться, заставляло менять привычные стереотипные ходы жизни на новые, свежие, неожиданные и рискованные порой.

Третьим будешь?

Это уже третья экранизация грандиозного романа Алексея Толстого, который повествует о переломных для России событиях 1914—1919 годов. Создатели надеются, что их версия станет классикой на ближайшую четверть века.

— Две предыдущие экранизации очень отличались друг от друга, и я думаю, что у нас будет тоже особенная, непохожая на другие, – делится впечатлением о работе над проектом исполнительница роли Кати, актриса Юлия Снигирь. — Я верила в этот фильм с самого начала. Под общий гул недоумения по поводу очередной экранизации я тихо верила в то, что хорошая литература — это серьёзный фундамент. Знала, что Худяков Константин Павлович — большой мастер, а Елена Райская — блестящий сценарист. Я в этот фильм верю и очень его люблю. И Катю свою очень люблю. Мне не нужно было в себе ничего ломать ради неё — она как-то сразу слилась со мной в единое целое. Да, и пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что у нас с Аней не получилось стать сёстрами. Война – это страшно. Она калечит всех. Именно об этом, мне кажется, хотел снять Константин Павлович, а не о том, кто прав, а кто нет, кто хороший — а кто плохой. К счастью, сегодня можно не вставать ни на чью сторону и честно рассказать о том, как были тогда разрушены жизни и белых, и красных.

— Когда мы начали работу над проектом, вдруг оказалось достаточно сложно найти в книжных магазинах издание произведения «Хождение по мукам», — рассказывает генеральный продюсер телекомпании НТВ Тимур Вайнштейн. — Этот роман — отражение нашей с вами истории и напоминание о том, какие непростые события выпали на долю людей того времени. Привычный уклад их жизни был разрушен, общество претерпело радикальные перемены. На наш взгляд, очень важно, чтобы молодое поколение, которое не видело ни прошлых экранизаций и не читало романа, знало свою историю, чтобы понимало, что произошло с Россией сто лет назад. Что пережили наши предки.

За кадром

Великая сага, охватывающая множество городов и мест — от Волги до Парижа, от декадентского Петербурга до окопов Первой мировой… Картину снимали почти год — четыре времени года, четыре города. Чтобы точно воссоздать историческую атмосферу произведения, режиссер Константин Худяков решил практически отказаться от бутафории и декораций, а в поисках уникальных интерьеров и пейзажей съемочная группа объехала несколько городов.

Художнику-постановщику Сергею Филенко предстояло найти места, не тронутые современностью, и отыскать артефакты ушедшей эпохи. В итоге съёмочная команда снимала в Петрозаводске, Пятигорске и Петербурге, причем основная часть съёмок была связана с «литературными» местами: домом, где жил Некрасов, деревней, где родился Шолохов, и местом, где провёл свои последние дни Лермонтов. А в Петрозаводске арендовали единственный в России пароход начала XX века — «Гоголь»: на Северной Двине снимали сцену знакомства Даши Булавиной и Ивана Телегина — по сюжету герои накануне Первой мировой плывут по Волге из Москвы в Самару. Название корабля, который «помнит» еще дореволюционные времена, кстати, в фильме не стали менять.

Съёмки в Петербурге оказались самыми сложными с точки зрения исторической достоверности изображения эпохи. Во время съёмок стачек и демонстраций дизайнерам пришлось как следует поработать на постпродакшне, чтобы убрать из кадра лишние кондиционеры, рекламу и прочие атрибуты нашего времени. Проще всего найти нужные декорации оказалось в доме-музее Некрасова — его преобразили в квартиру-салон семьи Смоковниковых. Несмотря на множество завезённой мебели, остальная обстановка — исторически достоверна: от дверных шпингалетов до изразцовых печей.

В Пятигорске к съёмкам привлекли целый квартал, сохранённый музейными работниками вокруг домика Лермонтова. В эту локацию режиссёр Константин Худяков влюбился сразу. Там снимали сразу несколько сцен, происходящие в разных городах: Самаре, Екатеринославле и Ростове.

Сергей Филенко, художник-постановщик: «Когда снимаешь такие масштабные исторические вещи, всегда приходится изобретать что-то новое. Например, есть сцена, где героиню Юлии Снигирь настигает степная буря. Мы долго думали, как бы её сделать. Поездили по местным совхозам. И в итоге обнаружили на одном из них огромные запасы шелухи, которая остаётся после сбора подсолнечника. Мы закупили сразу два грузовика этой лёгкой и красивой шелухи, лопатами сбрасывали её на пропеллеры — и вышло очень зрелищно. А оставшиеся полмашины шелухи мы тоже использовали с умом: засыпали ею асфальтированные дороги и лежачих полицейских. Жаль, многочисленные дорожные знаки нельзя было убрать из кадра так же просто».

Но самыми изматывающими оказались батальные сцены. Тяжелыми были и подготовка к ним, и сами съёмки. Первая мировая – окопная война, поэтому для подлинности нужно было вырыть окопы и оплести их так, как это делали солдаты в то время. Для этого было закуплено 300 метров плетней — съёмочной группе удалось найти умельцев, которые до сих пор занимаются этим ремеслом, в станице Вёшенской, на родине Шолохова.

Батальные сцены снимали в посёлке Юца под Пятигорском. Съёмки проходили на переломе зимы и весны, под дождями, в грязи. Чтобы создать чад на поле боя, пришлось сжечь более тысячи автомобильных шин. Из-за въедливой копоти к концу рабочей смены вся цветная одежда становилась чёрной. Впрочем, у плохой погоды были и свои плюсы — она придавала сценам дополнительный драматизм.

Сергей Филенко, художник-постановщик: «За эту сцену режиссёр меня сначала хотел убить, но когда увидел результат — похвалил. Мы снимали хутор Махно. Шёл проливной дождь, в съёмках было занято 25 всадников. И вскоре дорога на съёмочной площадке превратилась в непролазную жижу. Мы её в шутку называли «Сиваш». И вот представьте: сбежавшую любовницу Махно возвращают к батьке. Молодую красивую девчонку сбрасывают с коня прямо в эту жидкую грязь. Она падает в неё и умоляет батьку о прощении. Вот тут все увидели, что такое эффект грязи, как сама природа помогла выстроить драматургию».

Степи и реки, баррикады и окопы, сцены городской жизни и масштабные баталии — всё это есть в новой экранизации великого романа Алексея Толстого. Оценить её масштаб и достоверность зрители НТВ смогут с 27 ноября.

comments powered by HyperComments