среда 24 Января 02:19
16+
Подать объявление

«Движение вверх»: идём на рекорд!

Накануне Нового года в прокат вышла спортивная драма «Движение вверх», которая сразила наповал и зрителей, и кинокритиков. В итоге фильм стал лидером новогоднего уикенда, собрав за 12 дней более 1,3 млрд рублей.

Кинодосье

«Движение вверх» — история о победе баскетбольной сборной СССР над командой США в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене. Эта битва стала действительно триумфальной для советских спортсменов, ведь сборная США не проигрывала никому на протяжении 36 лет. Легендарные три секунды — финальные секунды матча — были судьбоносными для баскетболистов и великого тренера Владимира Кондрашина, который направил все силы на то, чтобы игроки сумели поверить в себя и разгромить соперников.

Успех картины неоспорим: зрители высыпались из кинотеатров с горящими глазами, застывшими на ресницах слезами, воодушевленно обсуждая, что непременно пойдут еще раз. Во время просмотра не загорелся ни один экран телефона, а в финале картины самые восторженные не смогли удержаться от аплодисментов. «Тылом» драмы оказались режиссер Антон Мегердичев, продюсеры Антон Златопольский и Никита Михалков и Владимир Машков, справившийся со своей задачей показать упорство и боевой дух Владимира Кондрашина на ура.

Владимир в квадрате

Владимиру Машкову принадлежит ключевая роль: он перевоплощается в того самого тренера, который помогает советским спортсменам стать чемпионами. Актер под прицелом камер становится отцом для целой команды — мужественным, сильным, уверенным в себе, добрым и справедливым человеком. Кстати, фамилия тренера в фильме была изменена по просьбе вдовы Владимира Кондрашина на созвучную Гаранжин. Некоторые эпизоды по ее просьбе тоже были переделаны.

Передать характер реального человека, который жил в другое время, жизнью, не похожей на современную, выставить свою работу на суд его знакомых и близких — задача, требующая огромных усилий со стороны актера. Владимир Машков со своей задачей справился блестяще. Помог ли ему в этом большой опыт, общение с вдовой Кондрашина, изучение архивных видео- и аудиозаписей, или то, что в 1972 году маленький Машков следил за матчем, но на время съемок стать тренером у него получилось. Актер рассказывает: «Я не баскетболист. Я, конечно, с большим интересом смотрю баскетбольные соревнования и восхищаюсь игрой этих больших людей. Когда мне нужно было в кадре кинуть мяч, я не должен был забросить его в кольцо. Так получилось, что в этом дубле я попал — это не компьютерная графика. Когда-то Марадона говорил: «Рука бога». А я вот почувствовал, что это рука Кондрашина».

Как две капли

Основной вопрос, который терзает зрителей, как удалось подобрать актеров и как вообще проходил кастинг. Ведь нужно было внешнее сходство с настоящими спортсменами, навыки игры в баскетбол и, конечно, высокий рост. Создатели шедевра утверждают, что столкнулись с множеством сложностей и проблем, ведь претенденты должны были подходить по всем параметрам. Однако трудности были очень даже преодолимыми, и актеры оказались похожими на реальных баскетболистов СССР не только внешне, но и сумели передать привычки, манеры, отразить особенности характеров и поведения и даже некоторые личные подробности жизни. Например, Сергей Белов (актер — Кирилл Зайцев) действительно больше всех тренировался даже тогда, когда другие отдыхали. Александр Белов, роль которого исполнил Иван Колесников, страдал от редкой болезни сердца — саркомы.

Тем не менее спортивной подготовки, высокого роста и актерских задатков было недостаточно для того, чтобы «слепить» шедевр быстро, просто и без особых усилий. Кузьма Сапрыкин, сыгравший Ивана Едешко — автора решающего «золотого паса», в одном из интервью признался: «Подготовка к съемкам была очень продолжительной, я даже не ожидал. Мы много встречались, разбирали каждую сцену, каждый эпизод, не только игры, но всего вокруг того решающего матча. На тренировки ушел целый год, потому что остальным актерам нужно было подтянуть свою форму и научиться работать с мячом».

Потрудиться пришлось и другим участникам съемочного процесса. Сценаристы то и дело вносили изменения в сценарий, и утвержденным оказался только 22-й вариант. Художник по костюмам Сергей Стручов учитывал малейшие детали при изготовлении формы для спортсменов и массовки. В конечном счете было сшито более 500 костюмов. Даже баскетбольные мячи заказывали особенные, выполненные по советским стандартам.

Над съемкой игр работали 6 операторских команд и 6 камер, каждая из которых отвечала за своё: одна — за скорость, другая — за крупные планы, третья — за рост и ракурс. Потом всё это нужно было собрать воедино, не упустив ни одной мелочи. Особенно трепетной была работа над финальной игрой — ее снимали целый месяц.

Рекордное «Движение вверх»

Кинолента «Движение вверх» имеет все шансы стать самым кассовым российским фильмом. Уже с 2 января ежедневный доход картины составляет не менее 150 млн рублей. Сейчас «киноспортсмены» под предводительством Владимира Машкова расположились на 5-й строчке в этом рейтинге, уступая «Экипажу», «Викингу», «Сталинграду» и «Последнему богатырю». С таким результатом у фильма есть все шансы обойти главных соперников и возглавить список самых кассовых отечественных лент за всю историю современного проката.

Чтобы оценить значимость и уникальность «Движения вверх», необязательно быть любителем спорта или поклонником баскетбола. Владимир Машков в своем интервью говорит: «Это кино, конечно же, не про баскетбол. Баскетбол — это предлагаемые обстоятельства этого удивительного момента эпохи». И действительно, победа в тогдашнем матче имела колоссальное значение не только для команды, тренера и баскетбола в целом, но и для СССР в то непростое время.

«Движение вверх» может повторить подвиг советских баскетболистов и поставить свой рекорд, правда, в мире кинематографа. Во всяком случае, он будет таким же заслуженным.

comments powered by HyperComments