среда 12 Декабря 18:04
16+
Подать объявление

Почему дети лгут?

30 августа — День вруна. Этот праздник может быть веселым, если вложить в него добрые шутки и безобидные розыгрыши. Но всегда ли ложь бывает доброй? Скорее, наоборот. Сколько боли она доставляет родителям, когда их обманывают дети. О том, почему дети лгут и как распознать грань между фантазированием и ложью, мы поговорили с психологом, автором книг по детской психологии Анной Геннадьевной Бердниковой.

На «радость» маме и папе

«Поведение ребенка — это реагирование и адаптация к тем условиям, в которых он живет, — отмечает Анна Геннадьевна. — Детская ложь — это, как правило, результат родительской провокации. Довольно часто происходит смешение фантазирования и лжи. Ребенок-дошкольник обладает мифологическим мышлением. Для него грань между сказкой и реальностью достаточно размытая. Если его придумывания вызывают бурную реакцию взрослых, то ребенок понимает, что это нравится взрослым и начинает налегать на эту модель поведения. Поскольку восторг поддерживает эту ситуацию, грань между фантазированием и обманом может постепенно стираться. Сочинил про динозавра у подъезда, все восприняли на ура. Сказал, что кот съел варенье — тоже весело. А дальше уже больше — «это брат взял, а не я».

Молчание — золото

«Бывает другая ситуация, — говорит психолог. — Родители готовятся к воспитательному процессу и точно знают, что в определенном возрасте дети могут обманывать. Такие родители начинают выискивать моменты, когда ребенок склонен соврать, для того, чтобы пресечь это. Кто ищет, тот всегда находит. Бурная агрессивная реакция со стороны взрослого говорит ребенку о том, что о таких вещах нужно молчать. Ложь бывает двух видов: утаивание информации и ее искажение. Для многих из нас утаивание — это, вроде как, и не ложь — «я же не сказал неправду, я просто не сказал правду». Если ребенок говорит правду и бывает за это наказан, то он быстро приходит к выводу, что правду лучше утаивать. А если утаивать не получается, то исказить в свою пользу.

Британские ученые провели исследование и выяснили, что в среднем человек обманывает за свою жизнь 88 тысяч раз. Это около 4 раз в сутки.

Получается, что бурный восторг по поводу фантазий ребенка и бурный негативизм по поводу его обманов позволяют ребенку извлечь урок: он не в том, чтобы прекратить обманывать, а в том, чтобы делать это тоньше».

Анализируем и договариваемся

«Не последнюю роль играет личный пример родителей, — продолжает Анна Бердникова. — Например, родители говорят ребенку «лучше правда, какой бы горькой она ни была», а сами на предложение бабушки вскопать огород находят лживую отговорку. Ребенок это видит и понимает, что так можно делать. Раз мама так делает по отношению к своей маме, то мамины слова о том, что нужно всегда говорить правду, не так много весят.

В США для обнаружения обманщиков проводят исследования мозга на содержание серого и белого вещества. Наличие отклонений указывают на склонность человека приврать.

Проблемы с детской ложью всегда начинаются с малого. Важно разделять, где фантазии, а где обман. Разговаривая с ребенком, обращайте его внимание на разграничение этих вещей. Если ребенок склонен к фантазированию, не стоит его за это ругать, важно найти русло, где он сможет реализовать эту потребность, например, напечатать истории в семейном журнале.
Если ребенок не фантазирует, а обманывает, велико искушение выплеснуть эмоции, схватить ребенка, сказать: «Ты обманщик, мы так тебе верили…» Если нет возможности говорить спокойно, лучше взять паузу. С одной стороны, ребенку будет безопаснее, когда взрослый успокоится. С другой стороны — это время, которое ребенок может переживать и обдумывать происходящее. Но к ситуации нужно обязательно вернуться и проанализировать ее вместе с ребенком: «Давай посмотрим, что произошло…» Пусть свое видение расскажут и взрослый, и ребенок, а потом нужно совместить две картинки и договориться, что делать, чтобы это не происходило».

comments powered by HyperComments