среда 12 Декабря 18:02
16+
Подать объявление

У каждого ребёнка есть право на выбор!

С началом учебного года перед многими родителями и детьми встают вопросы: «Чем заняться после школы?», «И надо ли вообще заниматься?» Об этом мы поговорили с кандидатом философских наук, федеральным экспертом в сфере образования, директором Школы антропоники Марией Моисеевной Миркес.

 

— Мария Моисеевна, с какого возраста можно посещать кружки и секции? Сейчас родители чуть ли не с пелёнок готовы отдать детей…

— В интернете можно найти исследование профессора Марьяны Безруких, это директор Института возрастной физиологии РАО, в котором проанализировали, как ребёнок в 4‑м классе умеет читать в зависимости от того, как его учили читать в 3, 4 или 5—6 лет. И вот что выяснилось: если ребёнок учился читать естественным образом, когда ему было интересно (ближе к 6 годам), то в 4‑м классе он читает нормально, застревая только на сложных словах. А как читают дети, которых начинали учить в 3 года из‑под палки? Поскольку это было сделано вопреки естественному созреванию мозга и всего остального, то это умение стоит нараскаряку в голове, и ребёнок читает, спотыкаясь на каждом слове, и — что самое главное — он тратит огромное количество энергии! Напрягается и устаёт. А нам, вообще‑то, чтение нужно, чтобы текстовые задачи решать, литературу осваивать, нам нужно, чтобы ребёнок читал на автомате и не уставал. Есть исследования, которые говорят о том, что если мы начинаем заставлять ребёнка учить чтение и счёт, пока не сформировано то, что нужно, это умение становится искусственным, и ребёнок всегда будет напрягаться, чтобы его применить. Поэтому всему своё время.

— Но сейчас вокруг столько центров, где обучают с раннего детства.

— Я знаю, что есть детские центры, которые так и заявляют: «Мы с 3 лет готовим к школе». Если такое увидите, уходите сразу! А вот если мы с 3 лет играем, и в этой игре иногда возникает число, то это классно! Как выглядят плохие центры? Они используют мультики, в которых, например, едет паровозик и поёт про «раз-два-три-четыре-пять», и ребёнок якобы должен это выучить. Зачем? Он просто стих учит, но никак не счёт.

— Слишком большое количество кружков — это вредно или полезно?

— Ребёнок должен быть занят. Это правильно. Но и паузы должны быть. А если он галопом выскакивает с одного кружка на другой, то он не успевает обдумать и осмыслить происходящее, и эффективность теряется. Например, ребёнок ходит в художественную школу, очень важно, чтобы он, сидя дома, сам рисовал. По собственному желанию. И если у него нет этого времени, то художественная школа превращается не в любовь к рисованию, а в муштру. Сказали — нарисовал — ушёл. И больше не вспоминает о рисовании до следующего занятия. Если ребёнок сам, по своей инициативе, не применяет то, что освоил на кружке, дома или с друзьями, это означает, что результативность низкая. Какое образование я назвала бы эффективным? Когда оно становится собственностью ребёнка. Например, изучает он английский язык и везде, где окажется, начинает говорить по‑английски, переводит надписи, обсуждает с друзьями новое слово, новую песню на английском, переводит её. Если то, чему он обучается, превращается в его жизнь — тогда это эффективно. А когда не превращается — это неэффективно.

— В идеале сколько кружков должно быть? Что‑то спортивное и творческое или что‑то одно?

— Лучше бы, конечно, парочку — интеллектуальное и телесное.

— Если ребёнок занимается двумя видами спорта сразу. Это нормально или нет? Один по любви, а второй просто жалко бросить.

— Эта фраза «не хочет бросать» — очень плохая. Нужно понимать, в чём смысл дополнительного образования. Это место, где ребёнок имеет возможность выбрать и довести до хорошего результата. Заметьте, в школе он не имеет этой возможности. В школе не он решил, что математику нужно учить. Он просто должен всё выучить и сдать! Сила дополнительного образования в том, что ребёнок может ВЫБРАТЬ САМ! Он должен выбирать и вкалывать там на своём интересе. Мы имеем множество людей, которые окончили музыкальную школу, и что? Они не подходят к роялю, их тошнит от одного вида! Но зато они не бросили.

— А правда ли что физическая активность способствует мозговой?

— Есть спорт и физкультура. Физкультура точно полезна. Особенно в период пубертата, когда тело надо осваивать. А вот спорт, в общем, необязательно. Вы же знаете, чем они отличаются? Спорт — это когда ради спортивных достижений, надо себя изуродовать, но стать первым. А физкультура — это всё‑таки тренировка своего тела, где неважно, что остальные лучше, ты просто прокачиваешь своё тело и держишь его в тонусе.

Если в таком смысле, то да — когда тело в тонусе, мозги лучше соображают. К тому же смена деятельности присутствует. Ну мы не можем заставить ребёнка соображать 7 дней в неделю! Он должен иногда без всяких мыслей мячик пинать.

— А как вообще понять, к чему у ребёнка способности? Какому специалисту его показать?

— В России нет валидных (достоверных) исследований, которые можно пройти и выяснить, к чему у ребёнка способности. Это лохотрон! Для того чтобы сделать такое исследование, нужно наблюдать за ребёнком, а потом посмотреть, что из него выросло. В России нет таких исследований. Такие исследования есть за границей, и то их очень немного. Когда их переводят на другой язык, их нужно опять проверять, а никто не проверял. Поэтому только пробовать и разговаривать с ребёнком.

— А если ребёнок вообще ничем не хочется заниматься?

— Зачастую ошибка родителей в том, что как только ребёнок говорит, что ему не нравится, они тут же срываются и начинают искать что‑то новое. Это неправильно.

Родители должны добиться, чтобы дети чем‑то занимались, а вот чем, это уже выбор ребёнка. Пройдитесь по разным секциям и кружкам, а потом договаривайтесь — сначала мы ходим, ты выбираешь увлечение по душе и дальше посещаешь три месяца.
Постоянное разговаривайте и обсуждайте. Обсуждайте ценности семьи — ведь папа же не может бросить работу и просто не пойти на неё сегодня? В нашей семье все работают, и твоя работа вот такая сейчас. Очень часто дети манипулируют родителями и при первых трудностях говорят, что не нравится. А правда может быть в том, что ему просто трудно стало. Мы должны перестать потакать: хочу — хожу, хочу — не хожу. Это очень плохо для жизни. К подростковому возрасту ребёнок уже должен во что‑то вкладываться. По полной!

— Ребёнок хочет всё и сразу, как та девочка из стихотворения Агнии Барто. Как быть?

— Сентябрь — как раз время проб. Пусть он походит везде, а потом выберет то, что ему больше по душе.

comments powered by HyperComments