Звезды с обложки

Сергей Сельянов: «Российское кино находится в хорошей форме»


20 июня в Красноярске прошла творческая встреча с главой кинокомпании СТВ продюсером Сергеем Сельяновым, который подробно обрисовал актуальное состояние отечественной киноиндустрии и поделился секретом, как стать продюсером.

— Сергей Михайлович, расскажите о современном состоянии российского кино.
— Тектонические сдвиги, которые происходят в последнее время сначала в связи с коронавирусом, теперь в связи с операцией и отказом американских мейджоров от присутствия на нашем рынке, — это испытание не для слабых. Но российское кино вообще находится в хорошей форме. Может быть, даже в очень хорошей. Полстраны может со мной не согласиться, но индустриально я уверен в том, что говорю.
За последние 10 лет, благодаря в том числе систематизации и упорядочиванию государственной поддержки, наше кино вышло на качественно иной уровень. Этому свидетельство не только непредвзятый взгляд на лучшие фильмы, которые выходят на экраны (я говорю о кино кинотеатральном), но и то, что российские зрительские фильмы примерно 6-7 лет назад стали активно и широко продаваться на международных рынках. Для нас, россиян, обычно большое значение имеет признание из-за бугра. И дорогу эту пробили российские 3D-мультфильмы. Они первыми вышли, как таран. За ними игровое кино пошло.
Сейчас любой качественный российский фильм продаётся в десятки стран мира. Теперь надо сделать оговорку: продавалось, потому что после начала марта ситуация резко осложнилась. Было какое-то количество отказов от уже подписанных договоров: неприлично, но что тут говорить о приличиях. Прервались переговоры, которые шли успешно. Новые разговоры часто совсем не начинались. Тем не менее мы сохраняем определённые позиции, но где-то процентов на 60 экспортная выручка упала.
При этом производству российского кино ничего не угрожает. Есть вопросы с его реализацией. Если исчезнут кинотеатры – закроются под бременем убытков, – то российское кино негде будет показывать на широком экране.
Перед российскими продюсерами стоит вызов: примерно через 1,5 года постараться, подпрыгнуть и выйти – к этому есть вполне реальные основания — на тот уровень, который позволит кинотеатрам существовать достаточно нормально. Это сборы российского кино 20+ млрд рублей в год.
Ясно, что голливудские компании хотят вернуться на наш рынок. Мы вообще достигли существенных успехов за последние лет 10. Мы – первые в Европе по количеству зрителей, по количеству посещений. К 2019 году мы вышли на этот показатель. Мы считались крупной территорией. Это такой термин. Это значит территория, на которой реально можно заработать довольно много денег нашим зарубежным коллегам.
Но решение об уходе принимали даже не мейджоры голливудские, а те, кто выше. Они все сложно устроены в смысле владения, в смысле влияния, и даже генеральный директор, условно говоря, Universal не принимал этого решения. Приняли его за него.


— Как стать продюсером? Браться за маленькие проекты или нацеливаться на крупные? Или идти в подмастерья к маститым продюсерам?
— Путей много. И все перечисленные могут иметь место. Каждый сам свою жизнь складывает. Где-то помогает удача, где-то настойчивость, упорство. Но вот один из самых логичных путей – это создание проекта. Если вы сынициируете, найдёте, кого-то за рукав поймаете, у кого-то вырвете из рук сценарий или закажете его сценаристу со своей идеей, не своей идеей, с режиссёром вместе, и этот сценарий, который мы называем сейчас словом «проект», будет прекрасным, то считайте, что вы сделали первый уверенный шаг к настоящему индустриальному продюсированию.
С этим сценарием вы можете прийти к любому продюсеру, кто на виду, крепко стоит на ногах. И если сценарий действительно хорош, с вероятностью 90, если не 100 % этот проект будет запущен в производство. И вы получите в портфолио проект, которой в дальнейшем будет вашей визитной карточкой. Заодно получите опыт, а главное, реализуете проект – фильм выйдет на экраны.


— Как можно определить, будет ли успешен предоставленный проект? Или у каждого продюсера свои фишки?
— Никак нельзя. Это никто в мире не знает. И в Америке этого не знают. Иначе все фильмы были бы успешными. В основном продюсеры руководствуются собственным чутьём. Как-то вот им так кажется, что вот это надо. А ошиблись или нет – вскрытие покажет. Экран покажет.

Есть, разумеется, фокус-группы. Есть команда. Есть редакторы. Но всё сводится к тому, что вы должны верить себе, своему чутью, своему опыту. Но время от времени и это точно не будет срабатывать. Нет продюсеров без неудач.
Вы должны быть, конечно, насмотрены, начитаны. Нужно чувствовать зрителя, насколько это возможно. Попадать в его ожидания. У кого-то лучше получается, у кого-то хуже. Или вы хотите взломать зрителя, дать ему то, чего он не ждёт, но сразу примет.
Здесь нет рецептов.