Считается, что в филармониях обитают лишь снобы, которые презрительно шипят на простых зрителей. Многих это отталкивает. Да, классическая музыка иногда сложна для восприятия и забирает всё внимание. Но что она отдаёт взамен, невозможно описать словами! Мы спросили музыковеда Ярослава Тимофеева, как начать слушать эту музыку и что можно и нельзя делать на концерте.
— Что нужно, чтобы начать слушать и понимать классическую музыку? И как её слушать?
— Единственное, что нужно — это желание. Насильно никто никого не заставит любить, любовь так не работает. Если есть интерес и желание, то что нужно знать: во-первых, классическая музыка отличается от любой другой, особенно от поп-музыки, тем, что она предлагает полностью на ней сконцентрироваться.
Во-вторых, это другое слушание. Не то, к которому привык современный человек. Когда что-то играет в наушниках, а мы параллельно делаем десять дел, или когда едем в такси что-то слушаем — это всё фоновая музыка, фастфуд. Классическая музыка — это высокая кухня, ресторан, где никто не сидит в телефоне, когда ест омаров под соусом из белого вина.
Если мы приходим в концертный зал, то максимум удовольствия получим, когда выключим телефон, перестанем следить за новостями, отвечать в чатах. И просто выпадем из нашей бытовой жизни на 1,5-2 часа. Само это выпадение — без информационного шума, без болтовни — оно уже может работать как йога, медитация, как випассана, когда практикуют молчание 10 дней.
В этом удовольствие от классического концерта! Для современного человека, конечно, это будет непривычно. Йогой тоже поначалу бывает сложно заниматься. Но если почувствовать кайф, то потом уже втянешься — и не оторваться.
Конечно, глупо идти на что-то неведомое в расчёте на то, что «я на месте разберусь и сразу всё пойму». Если мы пойдём с вами в японский театр кабуки на спектакль, который идёт 5 часов, ничего об этом культурном явлении не зная, то это будет довольно бесполезная трата времени. Сейчас на YouTube огромное количество лекций о классической музыке, в том числе хороших.
Есть книжки для начинающих, например «Как слушать музыку» Ляли Кандауровой. Список рекомендованных Ярославом лекций:
— Что нужно, чтобы начать слушать и понимать классическую музыку? И как её слушать?
— Единственное, что нужно — это желание. Насильно никто никого не заставит любить, любовь так не работает. Если есть интерес и желание, то что нужно знать: во-первых, классическая музыка отличается от любой другой, особенно от поп-музыки, тем, что она предлагает полностью на ней сконцентрироваться.
Во-вторых, это другое слушание. Не то, к которому привык современный человек. Когда что-то играет в наушниках, а мы параллельно делаем десять дел, или когда едем в такси что-то слушаем — это всё фоновая музыка, фастфуд. Классическая музыка — это высокая кухня, ресторан, где никто не сидит в телефоне, когда ест омаров под соусом из белого вина.
Если мы приходим в концертный зал, то максимум удовольствия получим, когда выключим телефон, перестанем следить за новостями, отвечать в чатах. И просто выпадем из нашей бытовой жизни на 1,5-2 часа. Само это выпадение — без информационного шума, без болтовни — оно уже может работать как йога, медитация, как випассана, когда практикуют молчание 10 дней.
В этом удовольствие от классического концерта! Для современного человека, конечно, это будет непривычно. Йогой тоже поначалу бывает сложно заниматься. Но если почувствовать кайф, то потом уже втянешься — и не оторваться.
Конечно, глупо идти на что-то неведомое в расчёте на то, что «я на месте разберусь и сразу всё пойму». Если мы пойдём с вами в японский театр кабуки на спектакль, который идёт 5 часов, ничего об этом культурном явлении не зная, то это будет довольно бесполезная трата времени. Сейчас на YouTube огромное количество лекций о классической музыке, в том числе хороших.
Есть книжки для начинающих, например «Как слушать музыку» Ляли Кандауровой. Список рекомендованных Ярославом лекций:
● Канал Анна Виленская и Открытый Музыкальный Лекторий @anna_vilenskaya на YouTube, см. раздел плейлисты.
● Лекции Артёма Варгафтика — канала нет, но можно выбирать интересующие лекции по поиску в YouTube.
Если мы немного поработаем заранее, конечно, слушать будет интереснее — больше будем понимать. Классическая музыка даёт каждому столько, сколько он может унести. Если мы пришли «вслепую», то мы, может быть, уловим несколько процентов. Если мы почитали, подготовились или лектор рассказал о концерте, тогда музыка может дать нам 40%, 60% и так далее до бесконечности.
● Лекции Артёма Варгафтика — канала нет, но можно выбирать интересующие лекции по поиску в YouTube.
Если мы немного поработаем заранее, конечно, слушать будет интереснее — больше будем понимать. Классическая музыка даёт каждому столько, сколько он может унести. Если мы пришли «вслепую», то мы, может быть, уловим несколько процентов. Если мы почитали, подготовились или лектор рассказал о концерте, тогда музыка может дать нам 40%, 60% и так далее до бесконечности.
Наш мозг получает гормоны радости из двух источников: от узнавания знакомого и от узнавания незнакомого. Баланс этих двух крайностей делает человека гармоничным.
Например, если мы порадовались, посмотрев любимый сериал или фильм, а потом посмотрели в интернете биографию режиссёра, выяснили, что у него есть малоизвестный фильм, и включили этот фильм — совершенно незнакомый нам — вот это баланс.
Основная масса людей с возрастом сидит только на знакомом: стриминговый сервис музыки Spotify проанализировал свою статистику и выяснил, что большинство людей перестаёт слушать новую музыку к 33 годам и дальше слушает только то, что уже знает.
Если мы хотим слушать классическую музыку, мы должны настроиться на то, что это мир, который может нас удивить, завлечь, и не надо ждать от него ничего конкретного. Не надо ждать, что сейчас прозвучит знакомая мелодия, и вот поэтому музыка хорошая. Хорошая музыка не поэтому.
Классика — это возможность почувствовать что-то непереводимое в слова — то, что не ограничивается мелодией. Почувствовать, как твой организм меняется в ходе огромной симфонии, например. Быть открытым к новому — очень важное условие получения радости от классической музыки. Для начала, конечно, можно идти на композиторов, которые вряд ли вас испугают: Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Шопен, Моцарт, Бах… Но я бы рекомендовал не ограничивать себя.
Например, если мы порадовались, посмотрев любимый сериал или фильм, а потом посмотрели в интернете биографию режиссёра, выяснили, что у него есть малоизвестный фильм, и включили этот фильм — совершенно незнакомый нам — вот это баланс.
Основная масса людей с возрастом сидит только на знакомом: стриминговый сервис музыки Spotify проанализировал свою статистику и выяснил, что большинство людей перестаёт слушать новую музыку к 33 годам и дальше слушает только то, что уже знает.
Если мы хотим слушать классическую музыку, мы должны настроиться на то, что это мир, который может нас удивить, завлечь, и не надо ждать от него ничего конкретного. Не надо ждать, что сейчас прозвучит знакомая мелодия, и вот поэтому музыка хорошая. Хорошая музыка не поэтому.
Классика — это возможность почувствовать что-то непереводимое в слова — то, что не ограничивается мелодией. Почувствовать, как твой организм меняется в ходе огромной симфонии, например. Быть открытым к новому — очень важное условие получения радости от классической музыки. Для начала, конечно, можно идти на композиторов, которые вряд ли вас испугают: Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Шопен, Моцарт, Бах… Но я бы рекомендовал не ограничивать себя.
— А как себя вести во время концерта? Многие не понимают, когда аплодировать, например. Или почему на тебя шипят, если ты шёпотом разговариваешь со спутником или решил развернуть конфетку?
— Такие вещи приходят с культурой, с опытом. Советский композитор Кабалевский говорил: «Я радуюсь, когда слышу аплодисменты между частями. Значит, в зал пришёл новый слушатель». Можно и так подходить к делу. И я, когда сам веду концерты или их слушаю, не очень гневно реагирую, когда кто-то шуршит или телефон зазвонил. Много людей собирается, мы не умеем быть молчаливыми, к сожалению, мы производим какие-то звуки. Но на самом деле так было практически всегда: в эпоху Моцарта люди ели во время концертов, и ничего — никто не умер от этого. Если вы идёте на концерт, не думайте, что надо себя чувствовать, как на приёме у хирурга — всё не так страшно. Правил простых три.
Первое правило: сохранять тишину. Потому что вы пришли слушать музыку хрупкую. Музыку, которая не стремится забить всё своей громкостью как на стадионе. Тут действительно всё слышно, всё как на ладони и любые ваши звуки будут встревать в партитуру и влиять на окружающих. Просто нужно осознавать, что здесь другая музыка, другая культура — культура тишины.
Второй момент: не хлопать, пока все остальные не захлопали. Если вы не знаете, где хлопать — не спешите с этим, пусть начнут другие.
— Такие вещи приходят с культурой, с опытом. Советский композитор Кабалевский говорил: «Я радуюсь, когда слышу аплодисменты между частями. Значит, в зал пришёл новый слушатель». Можно и так подходить к делу. И я, когда сам веду концерты или их слушаю, не очень гневно реагирую, когда кто-то шуршит или телефон зазвонил. Много людей собирается, мы не умеем быть молчаливыми, к сожалению, мы производим какие-то звуки. Но на самом деле так было практически всегда: в эпоху Моцарта люди ели во время концертов, и ничего — никто не умер от этого. Если вы идёте на концерт, не думайте, что надо себя чувствовать, как на приёме у хирурга — всё не так страшно. Правил простых три.
Первое правило: сохранять тишину. Потому что вы пришли слушать музыку хрупкую. Музыку, которая не стремится забить всё своей громкостью как на стадионе. Тут действительно всё слышно, всё как на ладони и любые ваши звуки будут встревать в партитуру и влиять на окружающих. Просто нужно осознавать, что здесь другая музыка, другая культура — культура тишины.
Второй момент: не хлопать, пока все остальные не захлопали. Если вы не знаете, где хлопать — не спешите с этим, пусть начнут другие.
— Может быть, ориентироваться на дирижёра?
— Не всегда, его жесты бывают обманчивы. Просто не спешите. И третье правило касается светящих в лицо соседу экранов телефонов: вообще я говорю, что телефон лучше забыть во время концерта. Теодор Курентзис, например, в Петербурге завёл специальные ящички, куда все сдают телефоны перед концертом. Попробуйте перестать производить какие-то действия и шумы, раствориться в слушании музыки, и, скорее всего, вам это вернётся сторицей — эффект будет очень мощный.
— Что нравится музыкантам, а что раздражает?
— Музыканту, как любой кошке, приятно внимание. Поэтому, когда слушают внимательно — это очень чувствуется, очень поддерживает. Но, грубо говоря, публика всегда права. Потому что люди заплатили деньги за билеты и имеют право выражать свои чувства так, как считают нужным: если кинут помидор в меня — я, в принципе, пойму. Музыкантов раздражает, когда люди не в концерте, а в бытовухе: разговоры, шуршания, телефоны — всё, о чём я выше говорил. Если люди слушают внимательно, то музыкант окрылён!
Напоследок скажу, что если вы не знакомы с классической музыкой и только хотите войти в этот мир, вам может показаться в первый поход, или в первые десять походов, что этот мир вам недоступен. В таких случаях нужно просто помнить, что классическая музыка точно работает — это доказано. Доказано опытом человечества. Это доказано тем же кинематографом, в котором классической музыки в 100 раз больше, чем в наших реалиях. Крупнейшие режиссёры к ней постоянно обращаются. И снимают фильмы про музыкантов — их влечёт к этой теме. И литераторов, писателей, философов… Ницше писал: «Жизнь без музыки была бы ошибкой», Шопенгауэр считал, что музыка лежит в основе вселенной и управляет человеческой волей. Вряд ли столько умных людей ошибались.
Просто нас от классической музыки отделяет огромный слой всей этой бытовой музыки, окружающего нас фастфуда. Человеческий слух привыкает к нему. Если человеку, который всю жизнь питался дошираком, вы положите стручковую фасоль, то, скорее всего, ему будет невкусно и он отодвинет тарелку. Это значит всё — его желудок останется с дошираком навсегда. Но мы знаем, что если пробовать разные блюда, приучать себя пробовать новое, то это начнёт нравиться. И потом к дошираку уже не захочется возвращаться. Так что предлагаю отнестись к музыке так же: дать себе шанс, не спешить и помнить о том, что классическая музыка — это точно чудо, которое точно работает! Вопрос только в том, как нам прийти к этому чуду.
— Не всегда, его жесты бывают обманчивы. Просто не спешите. И третье правило касается светящих в лицо соседу экранов телефонов: вообще я говорю, что телефон лучше забыть во время концерта. Теодор Курентзис, например, в Петербурге завёл специальные ящички, куда все сдают телефоны перед концертом. Попробуйте перестать производить какие-то действия и шумы, раствориться в слушании музыки, и, скорее всего, вам это вернётся сторицей — эффект будет очень мощный.
— Что нравится музыкантам, а что раздражает?
— Музыканту, как любой кошке, приятно внимание. Поэтому, когда слушают внимательно — это очень чувствуется, очень поддерживает. Но, грубо говоря, публика всегда права. Потому что люди заплатили деньги за билеты и имеют право выражать свои чувства так, как считают нужным: если кинут помидор в меня — я, в принципе, пойму. Музыкантов раздражает, когда люди не в концерте, а в бытовухе: разговоры, шуршания, телефоны — всё, о чём я выше говорил. Если люди слушают внимательно, то музыкант окрылён!
Напоследок скажу, что если вы не знакомы с классической музыкой и только хотите войти в этот мир, вам может показаться в первый поход, или в первые десять походов, что этот мир вам недоступен. В таких случаях нужно просто помнить, что классическая музыка точно работает — это доказано. Доказано опытом человечества. Это доказано тем же кинематографом, в котором классической музыки в 100 раз больше, чем в наших реалиях. Крупнейшие режиссёры к ней постоянно обращаются. И снимают фильмы про музыкантов — их влечёт к этой теме. И литераторов, писателей, философов… Ницше писал: «Жизнь без музыки была бы ошибкой», Шопенгауэр считал, что музыка лежит в основе вселенной и управляет человеческой волей. Вряд ли столько умных людей ошибались.
Просто нас от классической музыки отделяет огромный слой всей этой бытовой музыки, окружающего нас фастфуда. Человеческий слух привыкает к нему. Если человеку, который всю жизнь питался дошираком, вы положите стручковую фасоль, то, скорее всего, ему будет невкусно и он отодвинет тарелку. Это значит всё — его желудок останется с дошираком навсегда. Но мы знаем, что если пробовать разные блюда, приучать себя пробовать новое, то это начнёт нравиться. И потом к дошираку уже не захочется возвращаться. Так что предлагаю отнестись к музыке так же: дать себе шанс, не спешить и помнить о том, что классическая музыка — это точно чудо, которое точно работает! Вопрос только в том, как нам прийти к этому чуду.
ДОСЬЕ
Ярослав Тимофеев
Ярослав Тимофеев
- Родился 22 мая 1988 года в Великом Новгороде.
- Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона.
- В 11 лет стал лауреатом «взрослого» всероссийского конкурса звонарей.
- В 26 — защитил кандидатскую диссертацию.
- Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс».
- Музыковед, лектор, критик, просветитель, композитор, звонарь театров и храмов, с 4 лет играет на фортепиано, музыкант группы OQJAV, ведущий концертов Московской филармонии.
- Обладатель абсолютного музыкального слуха.
- Меломан и опероман — прослушал множество опер и симфоний: зрители канала «Россия 1» запомнили его по шоу «Удивительные люди», где он распознал по губам исполнительницы все загаданные оперные арии без единой ошибки и сыграл их на рояле.