Ольга Кузьмина: «Чебурашка всё-таки у нас пацанёнок»
«Чебурашка» продолжает бить рекорды — уже 20 миллионов зрителей сходили в кино. А пока вы только собираетесь, знакомим с актрисой Ольгой Кузьминой, которая подарила голос, мимику и эмоции популярному персонажу.
— Ольга, как вы стали Чебурашкой? — Я не знаю, были ли другие претенденты на роль кроме меня, – Дима Дьяченко, наш режиссёр, об этом не рассказывал. Мы были знакомы с ним ещё со времён сериала «Кухня», и как-то раз он отправил мне сообщение: «Оля, а можешь записать что-нибудь с голосом Чебурашки?» Я поискала в интернете записи Клары Румяновой и интересные фразы героя. Оказалось, что в мультфильме Чебурашка не так много говорит. Одна из самых длинных фраз звучала: «Гена, а давай я вещи понесу, а ты понесёшь меня». Послушала, попробовала – и отправила свою запись этой фразы Диме.Через какое-то время мне позвонила кастинг-директор Таня Кун и предложила участвовать в съёмках «Чебурашки». Я спросила, сколько времени займёт работа над фильмом и что мне нужно будет делать на площадке – надеть уши и играть? Сложно было сначала представить, как это будет технически организовано.
— Как проходили съёмки? — Сначала мы снимали в дендрарии в Сочи, а декорации дома Гены были выстроены нашими декораторами неподалёку, в санатории имени Орджоникидзе. Я приехала в город и не понимала, что именно мне нужно делать, – и никто в технической группе не мог ответить на этот вопрос.
Через какое-то время мне сказали, что скоро начнутся съёмки, и попросили надеть синюю толстовку для хромакея. В первые дни мне пытались делать какой-то грим и даже уши. Но вскоре стало понятно, что это только мешает и в кадре нужна только моя мимика и мои эмоции.
Я наблюдала на площадке за тем, как артисты играли ту или иную сцену. Сначала, например, Сергей Гармаш играл, как будто обращаясь к Чебурашке, сидящему на диване. Потом брали большую мохнатую игрушку, сделанную нашими кукольниками, и артисты взаимодействовали с ней. Затем куклу убирали и сажали в кадр нашу актрису Катю, которая примерно того же роста, что и Чебурашка. Она была в хромакейном костюме, это нужно было для того, чтобы снять на камеру давление на диван, на тележку и другие движения в кадре.
Во время всего съёмочного дня я смотрела, как играют другие актёры, думала, как сыграла бы я, и предлагала текст для Чебурашки. Когда вся работа на площадке заканчивалась, оператор вновь настраивал камеру, я садилась куда-нибудь рядом и под диктовку Димы Дьяченко отыгрывала все сцены, снятые за день. Никакие датчики или специальные костюмы были не нужны – по моим эмоциям создавалась графика.
На озвучивании, когда я приехала записывать голос Чебурашки, мне показали предварительный монтаж. На кадр с артистами, которые играли с воображаемым Чебурашкой, вклеивали кадр с моим лицом, который двигался. Со временем моё лицо убирали, добавляли анимацию в несколько этапов – это была очень сложная работа художников. До самого конца работы над фильмом мы хотели что-то улучшать и доделывать.
— Что было сложным во время съёмок? — У меня очень долго не получался звук, когда Чебурашка трясся – он скатывался с лестницы на тележке. Тогда в студию звукозаписи пришёл Дима. Он начал меня трясти, и у нас получилось всё записать. Было тяжело снимать, как Чебурашка летит с дерева. Он падал с ветки на ветку, орал, и всё это нужно было записать так, чтобы попасть в кадр и сделать звук не скучным. Понадобилось несколько смен для этой сцены, потому что мы отсматривали каждый кадр. При озвучке меня периодически тянуло к высоким тонам, и были слышны женские интонации. Чебурашка всё-таки у нас пацанёнок, и голос должен был соответствовать. Я ориентировалась при озвучке на Клару Румянову и советский мультфильм. Но в нём герой не так много говорил, а у нас он испытывал такие эмоции, которых не было в оригинале. Мне нужно было и придумать что-то своё, и не оторваться от оригинала.
— Нужно ли начинать карьеру в раннем возрасте или лучше начать играть в театре или кино после вуза? — У каждого своя история. Сейчас я наблюдаю детей, артистов, и у всех разное отношение. У меня не было в то время никаких иллюзий или больших ожиданий актёрского успеха. Всё оказалось сюрпризом, так как благодаря моей маме я спокойно относилась к съёмкам. Она нашла объявление о наборе детей для съёмок, и мы поехали на киностудию имени Максима Горького. Я прошла кастинг, рассказала какую-то басню – при этом едва осознавала, куда и зачем мы ездили. Через год или два меня пригласили на кастинг в «Ералаш». Я смотрела его раньше, но не испытывала слишком большого восторга от того, что буду сниматься. В детстве у меня было много занятий – я училась, танцевала и не могла тратить много времени на такое «праздное» времяпрепровождение. Однако меня утвердили на роль, и я оказалась на съёмочной площадке. Там много людей, техники, все что-то делают, а ты сидишь и ждёшь, при этом не очень понимая, что именно должно произойти. Сюжет в эфире длится две минуты – а снимали мы два дня!
Поскольку я снималась в «Ералаше», Борис Грачевский отправил меня к Сергею Проханову, который искал главную героиню – дочь Луны. Тогда Театру Луны только что дали новое здание на улице Пятницкой, и Проханов, вдохновившись этим, решил снять кино. Когда мы работали над фильмом, у него был набран курс в ГИТИСе. Съёмки в театре, занятия со студентами в театре – всё это проходило параллельно. Сергей Борисович предложил мне пойти учиться к нему на курс. Я сначала сомневалась, идти ли в театр, но Грачевский меня убедил попробовать. В итоге на культурологии я осталась на заочке, а в театральном очно и закончила два вуза.
— Как бы вам хотелось дальше развивать карьеру? — Мне интересны многие проекты, и неизвестно, куда профессия меня заведёт. Могла ли я подумать в театральном вузе, что буду заниматься озвучкой? А во время учёбы на культурологии – что буду не только смотреть кино на экране, но и играть в нём? Моя профессия даёт много возможностей, благодаря ей я путешествую, веду шоу. Но не загадываю, какие роли и характеры будут впереди. Когда ты чего-то ждёшь, расстраиваешься, что это не происходит, а когда нет – всегда рада чему-то новому.