Известный блогер Красноярска, журналист, креативщик, путешественник Илья Сураев (@suraevsuraev) рассказал, за что любит родной город, чего ему не хватает и что хочет себе на день рождения.
— Илья, давай объясним нашим читателям, кто не в курсе. Фестиваль «Зелёный», «Белая ярмарка», «Летняя кухня» — это всё твоих рук дело, а ещё ты известен как интернет-мэр Красноярска. Всё правильно? — Да, но не только моих, а всей медиагруппы «Прима». «Интернет-Мэр» появился пару лет назад: я вёл колонку на сайте «Город Прима», где предлагал для города разные решения: странные, дурацкие, фантазийные, смешные, нелепые, потому что реальный мэр не может себе позволить такого. Он человек, скованный нормативами, репутацией, разными строгими вещами, он всё время с оглядкой. А я подумал, что кто-то же должен иметь свободу и делать наглые заявления. Потому что на этой наглости и на провокациях можно дальше развиваться и из этого бреда может что-то вырасти. Теперь я тот персонаж, который ходит, гуляет по Красноярску, фотает и через юмор, через иронию пытается препарировать городскую реальность.
— И ведь к тебе прислушиваются… — Я понял такую вещь — у нас критиков как кое-чего за баней! А вот позитивных и конструктивных гораздо меньше. Вот и подумал, что надо работать в этой нише, но нужно позитивно смотреть и не бояться аккуратно провоцировать.
— А давай помечтаем? Если бы ты реально стал мэром Красноярска, что сделал бы в первую очередь? — Фу! Не хочу даже мечтать в эту сторону (смеётся). Меня же звали работать в чиновники, но мне нравится моя свобода, я могу писать в интернете то, что хочу. Хотя к работе чиновников отношусь очень уважительно, потому что это неблагодарная, сложная и юридически ответственная работа. Я не готов к этому. Правда. Ну а если будем фантазировать, то это безусловно был бы вопрос открытости. Например, как в Якутске, когда планёрки в администрации шли в прямом эфире — мне кажется, это очень круто. Однажды я в своей колонке написал, что администрация города как учреждение должна быть более открытой к людям, поэтому там нужно сделать открытый общественный туалет (смеётся), кафешку и вообще нужно пускать людей открыто, как принято в сити-холлах многих городов мира. И ты не поверишь, администрация это услышала! У нас даже была встреча с Сергеем Ерёминым, после которой воплотились в жизнь экскурсии на крыше. Вот пример, как конкретная бредовая фантазия одного человека вдруг стала реальностью. И если бы не пандемия, то экскурсии бы продолжились. Более того, они обещали летнее кафе сделать. Я предлагал поставить кофемашину, столики — это было бы такое формальное выражение близости чиновников и горожан. Другие города будут охать и завидовать нам.
— У тебя есть цель — объехать все 15 миллионников России. Зачем? — Я тебе сразу скажу, у меня много разных туристических списков: объехать все страны Европы, посетить все континенты, и среди них есть 15 миллионников России. Мне осталось только посетить Пермь и Воронеж. Всё. Прикладного значения в этом мало, я просто путешествую и смотрю.
— Что из каждого взял бы в Красноярск? — Сложный вопрос… Слышала же фразу «уважаемые жители и гости города»? Я как придирчивый гость всегда смотрю на город с точки зрения удобства и комфорта. Вышел я с вокзала, и сразу ли мне понятно, куда идти? А какой у вас главный рынок города? А как построен трансфер от аэропорта до города? Для меня важны эти вещи, и я тестирую их на себе в разных городах. С этой точки зрения Красноярск — офигенно классный город! Мне, как правило, не верят красноярцы. Ребят, поверьте, даже в сравнении с какими-то мировыми городами очень-очень много плюсов. А что бы взял? Да много чего. Крематорий, например, прости за грустную тему, но это больной вопрос для города. Не может быть миллионник без этого грустного жанра. Для многих людей важен такой формат досуга, как аквапарк. Хочу, чтобы у нас был очень классный современный рынок. Если кто-то был в Москве на Даниловском, понимает, о чём я. Ты же никогда не поедешь на наш рынок, чтобы отдохнуть с детьми? Вот! А надо. Думаю, что в ближайшие несколько лет такой формат появится в Красноярске.
— Ты — фанат Красноярска, то есть даже мыслей нет уехать отсюда? — Вообще не факт! Меня часто спрашивают, где бы я хотел жить. Я пока не знаю, мне ни один город ещё не приглянулся для переезда. Есть масса моментов, которые меня смущают в Красноярске. Вот мы сейчас с тобой сидим, а вокруг режим чёрного неба. С другой стороны, я понимаю, что это несколько дней в году и в другие дни я буду по-другому к этому относиться. И кстати, я замечаю, когда прекрасное голубое небо. Ворчу не только в дни НМУ, но ещё умею и хорошие моменты отмечать. Я правда никому никогда не клялся в том, что я буду тут жить вечно. Мне нравится, что Красноярск посередине между Европами и Азиями, югами и северами. Хорошо бы было, если из Красноярска можно было улететь в любую точку мира, да ещё по оптимальным ценам, да ещё бы пару визовых центров открылось, тогда меня бы всё устроило.
— А помимо чёрного неба ещё что смущает? — После очередной поездки за границу я понимаю, что нам не хватает дружелюбия. Когда я пытаюсь улыбнуться кассиршам в супермаркете, на меня смотрят как на полусумасшедшего. Бог ты мой, да что ж вы не улыбаетесь-то, люди! Что ж вы такие хмурые все…
— Бывает у тебя выгорание, как у всех творческих людей? Как борешься? — Да я сам был бы рад, если что-нибудь посоветовали (смеётся)! Может, есть специальные таблетки? А если серьёзно, я просто не считаю нужным выплёскивать своё плохое настроение, свою другую сторону жизни в социальные сети. Вот кто-кто, а мои близкие, мои коллеги знают, что я довольно токсичный, занудный и порою тот ещё самодур! Но в то же время я дружелюбный начальник. Вот пришёл сегодня с утра и объявил, что у меня плохое настроение, что вы все у меня получите, и заржал. Самое главное – заржать в конце (смеётся). В общем, улыбаемся и пашем. Улыбка вообще должна быть частью аутотренинга у всех.
— Ты летом женился. У вас с Катей служебный роман? — Ты не поверишь, но мы с Катей познакомились на «Зелёном»! Она, кстати, пришла брать у меня интервью. А потом у нас на «Приме» появилась вакансия, и я сфотался с объявлением «Ищу на работу сотрудника». Катя в ответ скинула резюме и фотографию «Сураев, возьми меня!». Мне понравилась её реакция, так и завертелся наш служебный роман. Я вам скажу, работать и жить вместе — полная фигня, не надо так делать! Поэтому сейчас Катя прекрасно чувствует себя на фрилансе, а я в офисе.
— Как уживаются два творческих человека? — А ты думаешь, много творчества в таких вещах? Самый главный и недооценённый секрет семейной жизни — когда вместе можно над чем-то поржать. Это настолько классный суперклей для людей. Если нет совместного поля для юмора — это прямо очень плохой маркер. Значит, у вас что-то не так… Романтика, конфетно-букетный период пройдут, а юмор — никогда. А совместный интерес к сплетням! Боже, как мы любим пообсуждать разных персон. Недавно прочитал, что если бы не было сплетен, то человечество никогда бы не развилось.
— Наше интервью выйдет в день твоего рождения. Что себе пожелаешь? — Слушай, я тот человек, который, вообще не стесняясь, желает денег! Это же такая крутая штука. Какой кайф вечером пойти с родными в хороший ресторан и не смотреть на цены или спонтанно улететь на выходные на выставку в Москву. Я хочу, чтобы у всех была такая возможность. Всем денег! И себе желаю денег (смеётся). И не нужно этого стесняться. Деньги — это энергия, которую нужно правильно использовать в позитивно-деятельном ключе. Всем, кто дочитал это интервью до конца, всем очень много денег (смеётся). Илья — пророк!