Звезды с обложки

Дмитрий Лысенков: гротеск на фоне полутонов

Большинству зрителей он знаком по многочисленным киноролям разных мерзавцев и ничтожеств. Кому-то запомнился как участник шоу «Танцы со звёздами». И лишь небольшая часть видела его театральные работы. А жаль.

Я Гамлета безумие страстей который год играю…

Так получилось, что свои лучшие на сегодняшний день роли Дмитрий Лысенков сыграл именно в театре. И далеко не все они комедийные, хотя в этом жанре он мастер. Гоголевские Хлестаков и Кочкарёв пришлись ему как раз впору в период работы в петербургском Александринском театре. Но кроме них были и Телегин в чеховском «Дяде Ване», и Арбенин в версии лермонтовского «Маскарада», и даже Гамлет — мечта любого актёра. Его Гамлет в постановке Валерия Фокина импульсивный, не думающий, а просто реагирующий на несправедливость окружающего мира. В «Преступлении и наказании» Лысенков пробовал все роли, а сыграл две — Раскольникова и Свидригайлова. В разных театрах, у разных режиссёров играл два пути, два выхода для человека, совершившего преступление, — либо пулю в лоб, либо сдаться властям. Свидригайлов застреливается, Раскольников идёт на каторгу. Тема зла привлекает актёра, он считает, что играть отрицательных персонажей интереснее, и всё пополняет свою, как он говорит, «коллекцию бесов».
Кляксы и акварель

Кинокарьера у Лысенкова движется по своему пути, никак не соприкасаясь с театральной. Началось с петербургских сериалов ещё в ранней молодости. Затем его стали приглашать в столичные проекты, на роли в эпизодах. Кино в основном снимается в Москве, и главные роли априори достаются столичным артистам. Все остальные, будь ты из глубинки или из «культурной столицы», редко пробиваются на самый верх. Кроме того, кино — это отдельный жанр, постигать тайны которого надо не на театральных подмостках, а на съёмочной площадке. Актёр Лысенков захотел и здесь «дойти до самой сути» и переехал в Москву. И оказался просто завален работой: все хотели заполучить его в свой проект, но только роли предлагали или комедийные, или острохарактерные. И неудивительно: со своей выразительной мимикой и умением доводить почти до абсурда отталкивающие черты своих персонажей он идеально подходит для таких ролей.
Кино в наше время больше продюсерское, чем режиссёрское: вложенные деньги надо отбить, и для этого нужны беспроигрышные варианты, а не рискованные эксперименты.

Лысенкову это не мешает: он всегда говорил, что любит исследовать тёмную сторону человеческого сознания и играть отрицательных героев. А ещё в таких ролях он всё больше оттачивает свой клоунский в хорошем смысле этого слова дар. В «Чебурашке» играет крысу Лариску в мужском обличье, в «Бедных людях» — писателя-неудачника, литературного раба Ольги Бузовой, в «Закрыть гештальт» — хейтера с растрёпанными волосами и дефектом речи. Особняком в этом ряду стоит сериал 2021 года «Большая секунда». Это история отношений двух школьных учителей музыки с неустроенной судьбой. Герой Лысенкова мечтает о карьере композитора, и от него ушла жена. Роль сыграна деликатно, на полутонах, в традициях интеллектуального кино. Но этот фильм не для всех, его не будут крутить по телевизору в прайм-тайм. И получается, из всего множества красок в палитре Лысенкова задействованы только масло ярких цветов да чернила. Акварель отложена в сторону. До лучших времён.