Звезды с обложки

Николай Носков: до и после

Сейчас во время концертов он вынужден сидеть на стуле: после инсульта парализована правая сторона тела. Но поёт без фонограммы. Голос остался прежним. А воздействие на зрителя даже усилилось: такую глубину смысла способен передать только много переживший человек.

Настоящий талант всегда пробьёт себе дорогу. Это в полной мере относится к Николаю Носкову. Он родился в многодетной семье в г. Гжатске Смоленской области. Отец работал на мясокомбинате, мать была дояркой. По настоянию родителей сын пошёл в ПТУ и получил специальность электрика. Но не это было его истинным призванием. В школе он занимался в самодеятельности, пел в хоре и в 14 лет одержал свою первую победу на конкурсе молодых талантов. Сам освоил игру на гитаре, клавишных, баяне, трубе, барабанах. После армии переехал в Москву, начал петь в ресторанах и писать музыку.

Одарённого самородка быстро заметили. Первым музыкальным коллективом, куда его пригласили, был ВИА «Ровесники». Затем последовали «Надежда», «Москва», «Поющие сердца». Но певец чувствовал, что всё это не его, и продолжал искать себя. Когда в конце 80-х Стас Намин создал группу с англоязычным репертуаром, ориентированную на зарубежный рынок, Николай Носков стал в ней солистом. Репетиционная студия находилась в парке им. Горького, и проект так и назвали – Gorky Park. Группа отыграла 2 масштабных турне в США, объехала с гастролями Данию, Швецию, Германию, Норвегию. Участие в зарубежных рок-фестивалях, трансляции по американскому телевидению, успех за рубежом и на родине – что ещё нужно музыканту? Но в самом разгаре славы Николай Носков покидает группу, а солистом вместо него становится Александр Маршал.
И снова Москва, и опять всё надо начинать сначала. Шёл 1992 год, страна переживала не лучшие времена. Первый альбом, записанный с невероятными трудностями – из-за отсутствия подходящей звукозаписывающей студии в России пришлось ехать в Германию и пережить разборки с таможней плюс наезд бандитов, – не оправдал вложений и не имел успеха. Николай Носков на время исчезает со сцены и возвращается в середине 90-х с песнями «Я не модный», «Паранойя», «Я тебя люблю», «Снег», «Это здорово» и «На меньшее я не согласен». Эти хиты стали визитной карточкой певца на многие годы.

«За то, что я живой, спасибо, милая!»

В период своего «ресторанного» творчества в одном из модных заведений Череповца певец увидел в зале красивую девушку и понял, что влюбился. Девушка не сразу приняла его ухаживания. Паре понадобилось 2 года, чтобы разобраться с чувствами и решить узаконить отношения. Отец невесты настаивал, чтобы Николай оставил свою ненадёжную профессию и пошёл работать мастером на завод. Но сама девушка ничего не имела против увлечённости будущего мужа творчеством и не стала заставлять его ломать свою натуру.

Марина оказалась настоящим ангелом-хранителем, упорядочившим разгульную жизнь музыканта и не раз спасавшим его от необдуманных поступков. Однажды, чтобы решить финансовые проблемы, Носков по совету приятеля решил заняться скупкой чеков, которыми расплачивались в «Берёзке» вернувшиеся из-за рубежа командированные. Марина, узнав об этом, встала в дверях и не выпустила мужа из дома. Участников афёры позднее задержали, они получили немалые сроки.
К наличию поклонниц она относилась философски, прекрасно понимая, кто настоящая любовь её мужа. И всегда заботилась, чтобы ничто не отвлекало Николая от творчества.
«Я однажды проснусь, а вокруг мир иной…»

В марте 2017-го, переживая из-за срыва гастролей, артист уехал на дачу – хотел побыть один, успокоиться. Там с ним случился удар. В больницу 61-летнего музыканта доставили только через сутки. Врачи диагностировали тромбы в шейных сосудах и ишемический инсульт. В таких случаях важны первые часы для оказания помощи, а время было упущено. Благоприятных прогнозов на выздоровление никто не давал.
Жизнь разделилась на до и после. Тяжело давалось осознание, что впереди инвалидность, что он больше не сможет говорить, а о продолжении музыкальной карьеры не может идти и речи. Процесс восстановления был долгим и трудным. Певец занимался лечебной физкультурой, проходил процедуры физиотерапии и массажа. Были и срывы, и депрессия. Но поддержка близких и неуёмное желание снова заниматься музыкой сделали невозможное. Он заново научился двигаться, говорить, играть на гитаре. А петь получалось гораздо лучше, чем владеть речью. И он заявил о желании вернуться на сцену.

Николай Носков начал записывать новые песни и в конце 2019-го впервые после болезни дал большой концерт в Москве. Поддержать музыканта пришли многие: Диана Арбенина, Наргиз, Валерия, Лолита Милявская, Александр Розенбаум, Владимир Пресняков, Валерий Сюткин. Но среди них не было ни одного рокера. «Вокруг Николая Носкова были люди, которые просто обязаны были находиться рядом с ним на этом концерте, но по каким-то непонятным причинам их не было. Все рокеры оказались практичные ребята», – прокомментировал ситуацию продюсер Виктор Дробыш.

Концерт получил большой резонанс. Большинство людей восхищались талантом и силой духа Николая Носкова. Но были и негативные отзывы. Лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев назвал выступление коллеги «жалким зрелищем», а самого исполнителя «немощным». Это не повлияло на настрой Носкова: он продолжил давать концерты и записывать песни. «Не вставай на колени», спетая вместе с Игорем Романовым, Александром Ивановым и Стасом Пьехой, получила премию «Золотой граммофон» от «Русского радио».
Живые выступления помогают музыканту выздоравливать. «Мое состояние после болезни стабилизировалось и становится значительно лучше с каждым днём. Постепенно восстанавливаются речь и двигательные функции. Надеюсь, что ваше участие станет тем стимулом, который поможет мне перебороть недуг гораздо быстрее», – цитирует его издание «В точку».