— Мы знаем, что вы выступали перед принцессой Дианой, королём Испании. Выступления перед такими гостями как-то отличаются?
— Проход в театр сложнее, много людей в штатском вокруг вас. Ещё играют гимны перед началом. Профессия артиста музыкального театра очень специфическая в закулисной части, потому что тело артиста — это инструмент, который настраивается, чтобы в определённый момент выдать результат.
Когда Диана зашла на сцену, она была в миллиард раз интереснее, чем на экране, с бесподобным чувством юмора, насколько она была красива. В тот момент ещё не было брендов в Москве, Диана была одета очень приятно, этот момент мне запомнился. Король Испании поразил очень лёгким общением, он разговаривал со мной, как будто 100 лет знает.
— Когда выступаешь на сцене, нужно знать, чем закончится спектакль?
— Если вы в любой профессии хотите что-то сделать, нужно быть профессионалом. Любой профессионал — это не всегда приятный и порядочный, но, как правило, очень глубокий человек.
— Отличаются ли абитуриенты, которые были раньше, от тех, что сейчас?
— Глобализация, доступность информации, раннее взросление изменили мир, их ощущение, многие вещи изменились. Например, никто никому не пишет записки, не ждёт у подъезда. Всё это ушло в мировую паутину. Мне иногда их искренне жаль в каком-то плане, потому что они не знают некоторых вещей и не подозревают об их существовании. Мне кажется, что это обедняет чувства, воображение. Они тяжело запоминают и очень быстро выкидывают из головы. Это просто тенденция времени, и никак уже это не поменять.
— В связи с этим меняются ли принципы отбора в Академию?
— Музыкальная, цирковая, танцевальная профессии и принципы их обучения никогда не будут меняться. Что бы человек ни делал, мышца вырастет в определённом возрасте, здесь нет другого подхода и никогда не будет.
— Сколько артистов оканчивают?
— Мы принимаем 60 человек, выпускается около 40. Если быть честным, то я бы выпускал только 20.
— Можно ли достичь в балете высот без природных данных, но благодаря упорству и работе?
— Сейчас можно всё. Многое зависит от того, кто руководит коллективом. Когда я пришёл в театр, балетом руководил великий Григорович. Без красоты и способностей шансов у ребят не было.
— Наоми Кэмпбелл разово приходила заниматься балетом к вам?
— Мне позвонили и сказали, что Наоми Кэмпбелл едет ко мне на класс вместе со съёмочной группой. Она шла на «Шоу Опры Уинфри», и одна из частей сюжета была о том, что мечта Наоми — заниматься балетом. Она была очень любезна, а когда устала, то встала на колено и поцеловала мне руку. Это было очень неожиданно. Она настолько красивая женщина с фантастической фигурой, но Наоми уже взрослый человек. Когда я видел фрагменты из «Шоу Опры Уинфри», она рыдала, когда рассказывала о том, как хотела танцевать.
— Почему раньше 10 лет в балет приходить не нужно?
— Можно заниматься любительским балетом, но я не понимаю тех родителей, которые обрекают своего маленького ребёнка на дикие нагрузки. Например, девочек заставляют встать на пальцы, делать какие-то сложные элементы. Дело в том, что кости, хрящи не срослись ещё, поэтому травмы остаются навсегда и никогда не залечиваются. Я большой противник этого.
— Что обязательно к просмотру из балетных постановок для начинающих?
— Для ребёнка либо «Щелкунчик», либо «Спящая красавица». Например, моя мама отвела меня в театр в 3 года, рассказала о жанре, содержание, предупредила, что петь не будут, а сюжет будет передан посредством пластики. Я очень хорошо помню этот день, мне очень понравилась ложа, люстра. Мама мне очень подробно объяснила, из чего состоит музыкальный спектакль, было очень интересно. Художественный фильм о балете — «Анна Павлова». Что касается книг, то есть очень интересная про Галину Уланову — «История одной девочки». Это рассказ о том, как Галина Сергеевна стала балериной.
— В июле выходит ваша книга «Мой театр». Почему именно такую фотографию выбрали для обложки?
— С чем я ассоциируюсь? С Большим театром, именно поэтому была выбрана такая фотография.